Взыскание дебиторской задолженности – способы и важные нюансы
В период экономического кризиса многие фирмы, предоставляя услуги или товары своим контрагентам, особенно остро столкнулись с такой проблемой как дебиторская задолженность. Дебиторская задолженность представляет собой долг организации от контрагентов, возникший в результате сотрудничества по различным правовым основаниям (договору, сделке и т.д.). В экономически нестабильное время крайне важно как можно быстрее заставить должника расплатиться с долгом, иначе организация понесет весьма значительные убытки. Как грамотно подойти к вопросу взыскания дебиторской задолженности?
Способы взыскания дебиторской задолженности
Взыскание дебиторской задолженности осуществляется двумя способами:
- добровольным (претензионный порядок);
- принудительным (судебный порядок).
Соответственно, первый из способов предполагает добровольное погашение суммы долга организацией-должником, но как показывает практика, является малоэффективным. Обычно действенным оказывается только взыскание задолженности в арбитражном суде.
Стоит отметить, что арбитражные споры такого характера далеко не всегда «прозрачны», поэтому для удачного исхода разбирательства в некоторых случаях необходим грамотный арбитражный адвокат.
Подача претензии: желание или необходимость?
На первом этапе взыскания задолженности выясняется, указаны ли в договоре требования о выплате неустойки или штрафа, а также пеня за каждый день просрочки платежа. Возможно, будет достаточно лишь отправки претензионного письма с расчетом суммы долга. Если же в договоре не предусмотрены меры за задержку выплат, можно составить претензию для досудебного урегулирования (в которой указываются также размер госпошлины) и направить ее руководству предприятия. Порой беседа опытного адвоката с руководством фирмы-должника позволяет решить вопрос без обращения в суд, путем отсрочки платежа, переуступки долга, взаимозачета и т.д. При отрицательном исходе разговора следует обращаться в суд, конечно если все необходимые документы по сделке оформлены надлежащим образом.
На данном этапе есть ряд моментов, которые важно учесть. Если в договоре указан порядок досудебного урегулирования спора и в числе условий находится требование о направлении претензии, то ее отправление обязательно, иначе в ходе судебного разбирательства иск могут оставить без рассмотрения. Если такой пункт отсутствует, то отправлять претензию или нет – решает организация. При этом руководству стоит учесть, кто является контрагентом. К примеру, если это маленькое ООО, которое может оперативно слить свои активы, то иск лучше подавать быстро и без предупреждения.
Составление претензии
В претензии о взыскании дебиторской задолженности в обязательном порядке должны быть указаны:
- общие данные о договоре;
- условия договора, касающиеся предмета спора;
- фактические действия (относительно исполненных и неисполненных пунктов договора);
- ссылка на нормы ГК РФ (касательно договора поставки);
- требования о выплате долга в определенный срок;
- негативные последствия при игнорировании претензии.
- Если должник принял претензию и подтвердил это в письменной форме, но по-прежнему не выплачивает долг, то взыскание происходит в упрощенном порядке. Это значит, что материалы дела могут рассматриваться судом в отсутствии сторон. Кстати, признание претензии рассматривается как положительное обстоятельство.