Услуги
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Разбитый товар в магазине – кто виноват и что делать?

Каждому потребителю хоть раз приходилось чувствовать неудобство и дискомфорт, когда с забитой товаром полки в супермаркете нужно было достать необходимый товар, не задев при этом, к примеру, рядом стоящую банку томатов. А что делать, если в результате ваших действий с полки упал товар и разбился или был поврежден? В этом случае вам как потребителю важно знать, как защитить свои права, а главное свой кошелек.

Первое о чем важно помнить в такой неприятной ситуации – что Гражданский кодекс РФ встает на защиту ваших прав. В частности это пункт, освобождающий от ответственности возмещения ущерба лицо, чья виновность не была доказана. Так, например, если вы разбили бутылки со стеллажа, поскользнувшись на мокром полу, вы должны указать на причину происшествия. По закону отвечать за разбитый товар должна уборщица, которая не отжала тряпку должным образом. Если же вы уронили банку маринованных огурцов, стоящую по соседству с той, что вы взяли, то наказание в данном случае несет мерчендайзер, ответственный за устойчивую расстановку товара. 

Нередко на покупателя, пытающегося доказать свою невиновность, начинает давить охрана магазина. Защитой в этом случае станет УК РФ, в котором говорится, что угрозы или грубость, не говоря уже о рукоприкладстве, являются превышением полномочий и караются лишением свободы. 

Когда ответственность за поврежденный товар лежит на потребителе?

Законом предусмотрена ответственность для потребителя, если он:

  • совершил действие с умыслом (например, взял товар и кинул об пол);
  • испортил товар по неосторожности (такая форма вины предусмотрена в гражданском праве и выражается в ненамеренном нарушении чужих прав, не проявляя при этом достаточно осмотрительности, что не позволяет предвидеть последствия своих действий – например, вы разбили вазу, которая выскользнула у вас из рук);
  • испортил товар вследствие совершения действий, запрещенных в магазине (например, бег по торговому залу, неадекватное поведение, алкогольное опьянение и т.д.)

Когда за поврежденный товар должен отвечать магазин?

Ответственность ложится на магазин, если причиной повреждения товара стала халатность персонала или нарушения техники безопасности в торговом зале. К примеру, покупатель поскользнулся на мокром полу или задел тележкой или корзиной товар, стоящий в проходе.

В законодательстве на этот счет существуют нормы, согласно которым определяется безопасное расстояние между стеллажами (не менее 1,4 метра по ГОСТу 51773-2001). Если расстояние меньше или же в проходе расставлены коробки, то это явное нарушение пожарной безопасности. Потребитель может заявить об этом в Государственный пожарный контроль. О мокрых полах и неудобной расстановке товара жалоба направляется в Роспотребнадзор.

Что делать?

Чтобы защитить себя, прежде всего, важно четко заявить о своей невиновности, описать сотрудникам магазина ситуацию, на всякий случай, запомнить время происшествия и по возможности привлечь свидетелей. 

Следующий шаг – требовать составления акта порчи товара, в котором будут зафиксированы обстоятельства происшествия (узкий проход, скользкий пол, наличие коробок в проходе и др.)

Также вы можете потребовать книгу жалоб, в которой укажете все подробности и нарушения со стороны персонала. 

Если после этого конфликт не исчерпан, то предложите администрации магазина подать иск в суд. Помните, что оплата поврежденного товара, в случае вашей убежденности в невиновности, может быть взыскана только через суд.

Если дело дойдет до суда, то для успешного исхода дела вам, вероятно, потребуется защита прав в суде квалифицированным юристом. 

ЗАДАТЬ ВОПРОС

заказать звонок

Нет времени или возможности позвонить? Оставьте свой номер телефона и наш менеджер свяжется с вами в течение 15 минут.
Наш менеджер перезвонит вам в ближайшее время.