Как разрешать споры со страховой компанией
Сегодня застраховать можно практически все, но застраховаться от сотрудничества с недобропорядочной страховой компанией, увы, очень сложно. Что делать, если страховщик под разными предлогами отказывается разрешать возникшие вопросы и выполнять обязательства указанные в договоре? Сразу стоит отметить, что решение таких споров относится к категории сложных дел, в которых без помощи квалифицированного юриста не обойтись. Сложность ситуации заключается в том, что в любых деликатных вопросах интересы страховой компании защищает опытный юрист, и, как правило, не один, а целая команда. Более того, корень возникших проблем, зачастую, кроется гораздо глубже, а именно на этапе заключения договора со страхователем, в котором компания обратила в свою пользу практически все юридические тонкости.
Из многолетней практики ясно следует, что такие дела лучше решать в порядке досудебного урегулирования спора (суд оправдан лишь в случаях, когда речь идет о большой сумме страховки). Это возможно, если:
- нарушение прав страхователя произошло неумышленно (утеря или отсутствие сопровождающих документов, ошибка персонала компании);
- права страхователя нарушены по причине некомпетентности персонала компании;
- компания-страховщик временно находится в критическом состоянии (переживает финансовый кризис, смену руководящего состава, проверки государственными органами);
- руководство готово найти компромисс;
- страховая компания «боится» суда и сопутствующих этому проверок различными инстанциями;
- очевидно, что страховая компания адекватно оценивает серьезность возникшего спора и намерений гражданина.
В процессе досудебного урегулирования спорного вопроса важно разобраться в деталях ситуации, характере и правовой обоснованности взаимных претензий, законодательной прочности аргументов. В случае игнорирования страховщиком обращения страхователя, важно явно показать готовность действовать решительно.
На основании анализа данных формируются средства воздействия. Это могут быть официальные обращения к страховщику, где выражены конкретные и юридически обоснованные претензии или обращения в государственные инстанции, контролирующие и правозащитные органы, а также заявления в прессу. Если с последним справится любой гражданин, то разобраться в юридической части вопроса без помощи юриста довольно сложно.
Как наказать недобросовестную страховую компанию?
В зависимости от сложности вопроса подойдут разные способы.
Для начала стоит попробовать обратиться в СМИ с жалобой на страховую компанию. Резонансные и громкие случаи вряд ли останутся незамеченными! Антиреклама в глазах тысячной целевой аудитории точно отразится на деятельности страховой компании.
Следующий шаг – АС (Ассоциация страхователей). Жалобу можно разместить на официальном сайте организации, где ее прочтут тысячи интернет пользователей. Особенно интересные случаи Ассоциация отправляет в редакции страхового рынка, что опять же негативно отразится на репутации страховой компании. Подобного эффекта можно достичь, размещая информацию на профильных форумах.
Параллельно следует обращаться в государственные органы: Служба Банка России по финансовым рынкам, Федеральная служба страхового надзора (ФССН), Российский союз автостраховщиков (РСА), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Эти организации вправе провести проверку, а при выявлении нарушений наложить санкции.
Помните, что любые обращения и заявления должны предоставляться в письменном виде (оригиналы с копиями), с печатью страховой компании и подписью принявшего жалобу лица.