Как и когда предъявляется претензия по договору поставки?
Вопреки народной мудрости, которая гласит, что договор дороже денег, в предпринимательской практике довольно часто встречаются факты нарушения условий договоров, несоблюдения соглашений и сроков. В таких случаях закон становится на сторону потерпевшей стороны и предусматривает процедуру досудебного урегулирования спора путем составления письменной претензии. Согласно договору поставки поставщик перенимает у покупателя не только товар и права собственности на него, но и риски. Поэтому крайне важно как можно скорее призвать нарушителя к ответу.
Когда можно предъявлять претензию по договору поставки?
Претензия по договору поставки составляется стороной, чьи права согласно письменному договору были ущемлены. Среди наиболее часто встречающихся нарушений можно перечислить:
- просрочку поставки товара или оплаты;
- поставку некачественного товара;
- поставку товара с нарушением условий о его комплектности или ассортимента.
В целом предметом претензии может стать все, что указано в договоре: цены, объемы, сроки, условия, ответственность. В некоторых случаях потерпевшая сторона может требовать уплаты пени, например как в случае с просрочкой поставки товара.
Если поставщик отказывает в удовлетворении претензии, у потерпевшей стороны есть право обратиться в суд.
Что должна содержать претензия?
Согласно законодательным нормам в претензию необходимо включить:
- сведения о названии, почтовом и юридическом адресах сторон;
- дату и порядковый номер предъявляемой претензии;
- фактическое изложение ситуации;
- доказательства, подтверждающие факт нарушения;
- доказательства в пользу правомерности предъявления претензии (статьи закона и договора);
- требования к нарушителю;
- сумму претензии (если требование подлежит оценке) и расчет суммы;
- банковские реквизиты пострадавшей стороны;
- список иных доказательств.
Порядок рассмотрения предъявленной претензии
По закону на рассмотрение претензии выделяется 30 дней, по истечение которых получатель должен отреагировать на предъявленный документ. Пострадавшая сторона может ожидать:
- частичного или полного признания претензии (с приложением платежных документов для осуществления оплаты через банк или подтверждения факта оплаты);
- частичного или полного отказа в удовлетворении претензии (с указанием оснований и доказательств, а также с возвратом оригиналов документов);
- полного отсутствия ответа.
Второй и третий вариант ответа на предъявленную претензию указывает на необходимость подготовки к судебному разбирательству.
Что учесть при составлении претензии?
Как правило, договора на поставку товаров содержат пункты об обязательном порядке претензионного досудебного урегулирования споров. И все же важно учесть следующее:
- в исковом заявлении при отсутствии компромисса или ответа на претензию могут быть заявлены лишь требования, указанные в договоре;
- с точностью должна быть соблюдена процедура направления документа в адрес ответчика;
- при составлении претензий по договору поставки не должно быть ссылок на нормы, не имеющие прямого отношения к сложившейся ситуации;
- прилагайте к претензии документы-доказательства, которых нет в наличии у контрагента;
- проверьте наличие всех необходимых документов в качестве доказательств (при отсутствии доказательств изложенных требований получатель может потребовать недостающие документы, из-за чего срок рассмотрения претензии будет приостановлен);
- все приложенные копии должны быть заверены подписью и печатью;
- проследите дату получения претензии (отправив ее по почте с уведомлением о вручении).
Грамотное составление претензии по договору позволит избежать длительных и изнуряющих судебных разбирательств. Чтобы избежать возможных ошибок, сэкономить силы и время можно заказать адвокатские услуги.