Внесен дополнительный перечень оснований для закрытия организации религиозного характера
9 декабря текущего года начал действовать Федеральный закон, принятый 28 ноября 2015 года "О внесении корректировок к Федеральному закону "О свободе совести и религиозных объединениях" и отдельные законодательные акты РФ".
Напомним, что организации религиозного характера, которые получают финансирование в виде денежных средств или иного имущества от иностранных или международных организаций, лиц, не имеющих российского гражданства или лиц без гражданства, обязаны представлять в департамент Юстиции РФ или его местные органы отчет с описанием своей деятельности, а также подробную информацию о личном составе руководства, о том, в каких целях расходуется иностранное финансирование и как оно использовалось фактически. Помимо этого, подобные организации должны раз в год публиковать отчет по перечисленным сведениям для размещении в сети или другом источнике СМИ.
При неоднократном уклонении религиозной организации от представления данного отчета в Минюст и СМИ в указанные сроки она может быть ликвидирована. Подобное основание будут использовать для деятельности организаций, нарушающих российское законодательство.
Помимо этого, закон конкретизировал полномочия Министерства юстиции РФ, а также местных органов при выполнении федерального государственного надзора за деятельностью организаций религиозного характера. Так, департамент юстиции и его территориальные подразделения получат право на запрос и получение у организации документов с описанием ее деятельности (в том числе информацию о финансово-хозяйственных расходах организации в случаях получения финансирования от иностранной компании или лица, имеющего иностранное гражданство, при поступлении сведений от органов власти о несоблюдении данной религиозной организацией российского законодательства или же о наличии в ее идеологии призывов экстремистского характера). Кроме того, проводящие инспекцию, смогут проверить, насколько деятельность религиозной организации соответствует принципам российского законодательства, целям и нормам, разрешенным ее уставом и получать подробности о финансовых расходах. Также Минюст имеет право направлять своих сотрудников для присутствия на проводимых религиозной организацией мероприятиях.
Дополнительно уточнены основания для проведения внеплановой инспекции организации религиозного характера, к которым относятся:
- истекший срок ликвидации нарушения, которое содержалось в ранее вынесенном организации предупреждении департаментом юстиции или его местным органом;
- поступление в Министерство юстиции РФ или его региональную ветвь сведений от госорганов о действиях религиозной организации, нарушающих российское законодательство;
- наличие распоряжения главы Минюста РФ или его местного представителя, изданного в соответствии с поручением главы российского государства или премьер-министра или же на основании прокурорского требования, провести внеплановую инспекцию в рамках контроля за выполнением норм действующего законодательства по материалам и обращениям, которые были получены органами прокуратуры.
При этом запрещается предварительно информировать религиозную организацию о намечающейся внеплановой проверке в связи с наличием в ее деятельности экстремистских или террористических признаков.