Услуги
НОВОСТИ

Планируется ввести "период охлаждения" в отношении навязанного добровольного страхования

Банк России выпустит указание о введении в ближайшее время “периода охлаждения”, на протяжении которого становится возможным отказ от разнообразных необязательных страховых услуг, навязанных гражданам “в нагрузку” к договорам страхования. С этой практикой сталкивался почти каждый – при оформлении кредита банки дополнительно предлагают застраховать жизнь и здоровье клиента, а получение автомобильного страхового полиса сопровождается призывами к оформлению КАСКО. Дата вступления документа в силу неизвестна, указание рассматривается в Министерстве Юстиции РФ.

После заключения договора добровольного страхования в вашем распоряжении будет несколько дней (рабочих либо календарных, но не менее 5) для его расторжения. Расторгнуть договор будет можно независимо от факта уплаты страхового взноса. Срок может быть продлен по решению Страховщика. Если клиент откажется от добровольного страхования до вступления договора в силу - страховщик вернет ему все ранее выплаченные деньги. Если договор уже начнет действовать, часть средств может быть удержана в пользу страховщика – в зависимости от количества дней с начала действия договора.

Когда указание Банка России начнет действовать, всем страховщикам придется учесть новые требования при работе с новыми клиентами и договорами. На это дается 90 дней.

Введение таких поправок объясняется фактически безвыходным положением россиян, которые не могут влиять на условия основного договора оформления добровольного страхования и вынуждены соглашаться со всеми его пунктами. Зачастую такие договора прописывают право страховщика не возвращать премию застрахованному лицу при отказе от договора, и это не противоречит законодательству. Есть и ситуации, влекущие за собой возврат части средств (отсутствие страховых случаев при гибели имущества, застрахованного договором), но отказ клиента от договора такой ситуацией не является, согласно ГК РФ.

Необходимо помнить, что никто не имеет права навязывать вам дополнительные услуги при оформлении договоров на услуги обязательной страховки. Законодательство РФ предусматривает ответственность за подобные правонарушения и штраф в размере 50 тысяч рублей (согласно КоАП РФ). На практике же представить доказательства навязывания ненужных вам услуг - достаточно трудная задача.

Служба Банка России, отвечающая за защиту прав акционеров и прочих потребителей, в 3-м квартале уходящего года отметила снижение количества жалоб на навязанные страховые услуги в области автострахования на 67% (сравнивая с показателями 2 квартала). Такие жалобы, связанные с оформлением ОСАГО, составляют всего 17% от общего количества, но этот показатель считается достаточно высоким. Представитель топ-менеджмента Банка России Игорь Жук (Департамент рынка страховых услуг) считает, что введение поправок, содержащихся в указании, поможет гражданам отказываться от ненужных им услуг в страховой сфере без негативных последствий в финансовом и административном плане (без угрозы проведения каких-либо судебных процедур).

“Период охлаждения” был одобрен Антимонопольной службой России ещё в начале осени. От ФАС РФ также поступали предложения о внесении поправок в законы о страховом деле (письмо Антимонопольной службы № АК/52312/15, датированное 28.09.2015 г.). Ведомство предлагало утвердить протяженность периода не меньше чем в 10 рабочих дней, начиная с даты уплаты клиентом взноса (страховой премии).

Если у Вас остались вопросы по данному законопроекту, воспользуйтесь юридической консультацией адвоката из Москвы, который ответит на любые Ваши вопросы. 

ЗАДАТЬ ВОПРОС

заказать звонок

Нет времени или возможности позвонить? Оставьте свой номер телефона и наш менеджер свяжется с вами в течение 15 минут.
Наш менеджер перезвонит вам в ближайшее время.